19.06.2019
На Горьковском автозаводе продемонстрированы автомобили-беспилотники. Компания представила их на Московском международном автосалоне, который проходил в рамках фестиваля технологий «Mobilistic´18».
Беспилотники были показаны в двух вариантах. Для создания этих моделей использовалась основа электробусов марки «ГАЗель NEXT». Особенность беспилотников заключается в наличии двух совершенно разных технических решений, позволяющих управлять машиной удаленно.
Данные автомобили созданы по высокотехнологичным решениям. Они способны распознавать, где начинается граница проезжей части, если на ней не имеется дорожной разметки. Также данные модели полностью защищены от кибератак.
Горьковский автозавод уже много лет занимается реализацией программ, ориентированных на разработку новейших автомобилей на базе электробусов «ГАЗель NEXT» с системами автоматизированного управления. Концерн испытывает в полевых условиях несколько образцов беспилотных ТС. Они оснащаются различными вариантами систем автопилотирования с несколькими уровнями автономности.
Автомобили ГАЗ беспилотного типа создают возможность передвигаться в автономном режиме по маршруту, который задан оператором. Также автомобили могут самостоятельно определять как стационарные, так и динамические препятствия, которые возникают на маршруте. С помощью центрального компьютера оценивается возможность пересечения траекторий. Дополнительно дается оценка имеющимся препятствиям. Далее машина сама выбирает сценарий действия. Это может быть корректировка маршрута, которая позволит совершить более безопасный маневр. Еще одним вариантом является остановка машины, в том числе возможная за счет активации режима экстренного торможения.
На машины установлены системы навигации. Они оснащаются GPS/ГЛОНАСС самой высокой точности, которые созданы на основе приемников дифференциальных поправок. Благодаря этому можно выяснить, где находится автомобиль с точностью до одного сантиметра.
Стабильность функционирования системы обеспечивают также дополнительные блоки инерциальной навигации. С их помощью удается определить местоположение машины, если вдруг произойдет прерывание спутникового сигнала на короткое время. Такое возможно, в частности, если машина проезжает под мостовыми перекрытиями или находится в другом труднодоступном для сигнала месте.
Система определения местоположения транспортного средства включает также еще один компонент. Речь идет о технических средствах, способных распознавать инфраструктурные объекты и разметку на дорогах.
Один из беспилотников, которые презентовала компания, применяет систему локализации. Ее основусоставляют лазерные датчики. Вместе с этим в автомобилях применяется инновационная технология, благодаря которой, анализируя косвенные признаки, машины могут распознавать границы трассы даже в том случае, если отсутствует или незаметна линия разметки. Данная технология является совместной разработкой ведущих инженеров ГАЗа и учеными университета им. Алексеева из Нижнего Новгорода.
Другая версия авто снабжена управлением, которое работает на основе нескольких стереокамер. Их ключевая функция состоит в сборе информации. Небольшой уровень излучения от них создает возможность ориентирования системы в пространстве. При этом не создается никаких помех для другого беспилотного транспорта. Одновременно устройства имеют надежную защиту от кибератак и других помех.
В систему входят блоки широкоугольных стереопар. Они формируют возле машины так называемую «карту глубин». Также система оснащена ультразвуковыми датчиками с огромным радиусом действия и подсистемой для кругового обзора.
Обрабатывать данные, поступающие от внешних сенсоров, можно с разной частотой. Это позволяет оптимально использовать вычислительные мощности системы в зависимости от того, какова скорость движения машины, погода, условия движения на дороге, а также имеются ли помехи на пути.
Уже понятно, что «беспилотные» проекты ГАЗа можно использовать не только при разработке транспортных средств, которые полностью автономны. Также их можно применять в системах, предназначенных для активной помощи водителю. К ним относится, например, система ADAS. Такие устройства будут устанавливаться на автомобили марки ГАЗ в серийном порядке.
Испытание инновационных машин, способных работать в автономном режиме и оснащенных опцией ADAS, проходит на полигоне Горьковского автозавода. На участке, воссоздающем обстановку города, можно проводить тестирование машин весь год. Для испытаний заводских машин на территории завода создан реальный маршрут.
У компании ГАЗ есть большой опыт создания беспилотников. Также она занимается подготовкой кадров, которые создают подобные высокотехнологичные проекты. Например, целевая программа «Робототехника», реализуемая холдингом, оринатирована на проведение тестовых испытаний автоматизированных систем, разрабатываемых инженерами завода. В ней участвуют студенты, аспиранты и преподаватели ведущих вузов страны. Благодаря реализации данного проекта холдинг ГАЗ пригласил на работу в свои инженерные службы 72 участника программы.